Памятник великого грузинского зодчества – Зарзмский монастырь - расположился в деревне Зарзма, находящейся в Адигенском районе, в ущелье могучей реки Кваблиани. До нашего времени дошли звонница, купольный храм и ещё несколько молелен. Некоторые строения были разрушены. К сожалению, трапезная и кельи не сохранились. По древнему преданию там был ведущий к реке тоннель, увы, в наши дни он засыпан глыбами.
Зарзмский монастырь основал видный религиозный деятель того периода – Серапион Зарзмский, уроженец Кларджети. Жизнь его описывается в агиографическом опусе Басилия Зарзмели. Обретя место для строительства храма, Серапион со своим братом заложили основу. Местные обитатели враждебно встретили Зарзмских и даже требовали их изгнания. Тогда Серапион сотворил великое чудо. В один прекрасный день рассеклась скала, и поток воды хлынул с такой силой, что почти затопил село. Поэтому и место это называется соответствующее. Зарзма, в переводе – это «народ, который объят несказанным ужасом и страхом».
В опусе Басилия Зарзмели дана реалистичная, живая картина тогдашнего бытия Самцхе. Автор являлся еще и мастером пейзажа. Каждый угол, каждый метр земли, где ступали монахи, он обрисовал живыми красками. О веке основания монастыря бытуют различные мнения, которые колеблются от VI до IX веков. В деле возведения монастыря Серапиону Зарзмскому способствовал князь, уроженец здешней земли, Георгий Чорчанени. Он же пожертвовал монастырю земельные селения и угодья. Святой Серапион установил церковный устав, которым руководствовались, как божественной благодатью. Монастырь стал расти и на пустом месте явился новый очаг христианской грузинской культуры. Древняя церковь, построенная зодчим Горбанели , до нас, увы, не дошла. Нынешний Зармзский монастырь был построен в начале XIV века, во времена управления князя Мандатуртухуцеси.
Зармзский монастырь является одним из важнейших историко-культурных памятников эпохи, в котором чётко видны признаки, свойственные грузинскому зодчеству той эпохи: изменения пропорций постройки и в системе украшения фасада, настенная живопись и чеканное искусство, где параллельно с традиционными сюжетами были сохранены изображения самцхских правителей Джакели.