Памятник великого грузинского зодчества – Зарзмский монастырь - расположился в деревне Зарзма, находящейся в Адигенском районе, в ущелье могучей реки Кваблиани. До нашего времени дошли звонница, купольный храм и ещё несколько молелен. Некоторые строения были разрушены. К сожалению, трапезная и кельи не сохранились. По древнему преданию там был ведущий к реке тоннель, увы, в наши дни он засыпан глыбами.

Зарзмский монастырь основал видный религиозный деятель того периода – Серапион Зарзмский, уроженец Кларджети. Жизнь его описывается  в агиографическом опусе Басилия Зарзмели.  Обретя место для строительства храма, Серапион со своим братом заложили основу. Местные обитатели враждебно встретили  Зарзмских  и даже требовали их изгнания. Тогда Серапион сотворил великое чудо. В один прекрасный день рассеклась скала, и поток воды хлынул с такой силой, что почти затопил село.    Поэтому и место это называется соответствующее. Зарзма,  в переводе – это «народ, который объят несказанным ужасом и страхом».

В опусе Басилия Зарзмели дана реалистичная, живая картина тогдашнего бытия Самцхе. Автор являлся еще и  мастером пейзажа.   Каждый угол, каждый метр земли, где ступали монахи, он обрисовал  живыми красками. О веке основания монастыря бытуют различные мнения, которые колеблются от VI до IX веков. В деле возведения монастыря  Серапиону Зарзмскому способствовал  князь, уроженец здешней земли, Георгий  Чорчанени. Он же пожертвовал  монастырю  земельные  селения и угодья. Святой Серапион установил церковный устав, которым руководствовались, как божественной благодатью. Монастырь стал расти и на пустом месте явился новый очаг христианской грузинской культуры. Древняя церковь, построенная  зодчим Горбанели , до нас, увы, не дошла. Нынешний  Зармзский монастырь  был построен в начале XIV века, во времена управления  князя Мандатуртухуцеси.

Зармзский монастырь является одним из важнейших историко-культурных памятников эпохи, в котором чётко видны  признаки, свойственные грузинскому  зодчеству той эпохи: изменения  пропорций постройки  и в системе украшения фасада,  настенная живопись и чеканное искусство, где параллельно с традиционными сюжетами были сохранены изображения самцхских правителей  Джакели.